ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»
Конфликтная ситуация может коренным образом
изменить вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти
изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде
чем вы вступите в конфликт, подумайте над тем, какой результат от этого вы
хотите получить.
2. Утвердитесь
в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В
конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте
этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте
тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте
себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не
унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со
стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте
справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте
вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
Дорожите собственным
уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее
Стили поведения, которых
должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры:
Правило
1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой
другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в
них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают
ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам
для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из
ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом
они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и
постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится
к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается
побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не
вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и
неуверенность в своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте
сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав,
а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так
просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и
пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете
арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его
течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а
эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и
вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь
выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру
наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического
разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору,
ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому,
вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ
выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто
виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание
поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы
пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со
смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от
накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на
личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать
именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные
недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой
наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений
типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и
грубиян!".
«Как себя вести в конфликте с ребенком»
1. Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для
этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ....?) или
техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого
человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на
Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после
того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.
2.
Четко сформулируйте, чего вы хотите и чего хочет
ваш ребенок. К
примеру: «Я хочу,
чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было
достаточно свободного времени для общения с друзьями».
3.
Постарайтесь найти
максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех
участников. Возможно составления письменного
списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не
дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а
присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем
больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (Вместо уборки в комнате
- сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).
4.
Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите
тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия.
Будьте гибкими, если
желаете достичь главного - разрешения конфликта.
5 .Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом,
старайтесь следовать договоренностям, желательно с
указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение
следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни
ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто - то был
не совсем искренним и на самом - то деле предложенный выход из ситуации кого -
то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к
обоюдному согласию.
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в
конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
-
Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
-
Учитывать, что каждая новая ситуация требует
нового решения.
-
Стараться понять требования ребенка.
-
Помнить, что для перемен нужно время.
-
Противоречия воспринимать как факторы
нормального развития.
-
Проявлять постоянство по отношению к ребенку.
-
Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив.
-
Одобрять разные варианты конструктивного
поведения.
-
Совместно искать выход путем перемены в
ситуации.
-
Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число
«можно».
-
Ограниченно применять наказания, соблюдая при
этом справедливость и необходимость их использования.
-
Дать ребенку возможность почувствовать
неизбежность негативных последствий его проступков.
-
Расширять диапазон моральных, а не материальных
поощрений.
-
Использовать положительный пример других детей и
родителей.
-
Учитывать легкость переключения внимания у
маленьких детей.
Для предупреждения и
разрешения детско-родительских конфликтов можно предложить следующие рекомендации:
-
исключайте столкновения родителей и детей, так
как они могут стать основой для разрушения хороших отношений;
-
делайте все от вас зависящее, чтобы быть добрым
к ребенку и в то же время проявлять оправданную твердость;
-
научите ребенка справляться со своим гневом;
-
применяйте все способы выражения любви к
ребенку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание и дисциплина;
-
предупреждайте конфликты при помощи понимания,
прощения и способности уступать;
-
основным методом общения с ребенком должна быть
безусловная любовь;
-
эффективно используйте стили поведения в
конфликтной ситуации, учитывая конкретные обстоятельства.
Комментарии
Отправить комментарий