Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
«Стили
семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Подготовила: педагог – психолог Лагун М.Н.
Главным институтом воспитания
является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями, а также общностью быта.
Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи: покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.
Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов.
Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
• как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Авторитарный
стиль
Демократичный стиль
Либеральный стиль
Приложение 1
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»
(модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из
десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с
вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем,
что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам
захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и
переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш
ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите
вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и
предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим
разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок,
хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы
так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым
о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в
нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не
принято;
В) не стану придавать этому значение, если это
не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного
свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или
сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь,
что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он
под разными предлогами отвлекается от сборов,
«тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите
одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны
воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться
сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет
наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача
родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и
не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо
того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите
ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите
его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с
утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или
поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в
интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все
сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что
ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и
пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило
солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б
или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль
воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они
считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное
образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться
вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом
отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго
взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто
родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или
путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о
ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе
применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких
родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя
виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими
людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех
своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
При демократичном
стиле воспитания, родители всегда
открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он
предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора:
выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку
уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам
ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только
тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот
стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Приложение 2
Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»
1. Уделяйте
ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним
о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных
требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и
поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости
или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании.
Установите границы дозволенного и
придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им
можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте!
Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением
ему любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не
диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и
доверительные отношения.
Комментарии
Отправить комментарий