Готовность ребенка к школе
Консультация для
родителей
«Готовность ребёнка к школе»
Ребенок очень
быстро растёт. Неизбежно приближается то время, когда он
пойдет в школу. Но готов ли Ваш ребенок перейти на
новую ступень
образования и стать школьником? Давайте разберемся.
Поступление ребенка в школу является переломным
моментом в его жизни:
резко меняется весь образ жизни ребенка, он приобретает
новое положение в
обществе. То насколько удачно ребенок переживёт этот
момент зависит от
того какие умения и навыки у него сформировались в
дошкольном возрасте.
Многие родители ошибочно полагают, что если их ребенок
умеет читать,
считать и писать, то он готов к школе. Это далеко не
так!
Учёные выделяют разные аспекты
готовности к школе.
1) Физиологическая готовность.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть
готов к обучению в школе
физически.
Самая тяжелая нагрузка
в школе – это необходимость сидеть 45 минут урока. Это
требует значительных усилий и напряжения всего организма.
Поэтому в первую очередь надо позаботиться о физическом
здоровье будущего школьника.
Ребенок при поступлении в первый класс должен знать,
понимать важность
и соблюдать основные гигиенические нормы: правильная
поза за столом,
осанка и т. п.
Физиологическая готовность так же подразумевает
развитие мелкой
моторики, координации движения. Ребенок должен знать, в
какой руке и как
нужно держать ручку.
2)
Психологическая готовность.
Под
психологической готовностью к школьному обучению подразумевают
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять
такие компоненты:
- Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной
деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность
мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети,
которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем,
новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а
возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать).
Ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.
- Эмоционально-волевая готовность.
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость,
трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности,
организованность, дисциплинированность. От сформированности этих
качеств зависит, будет ли ваш ребенок учиться с удовольствием.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать.
Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него
повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания,
преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный
характер.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно
приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за
ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать
нежелание и страх.
- Интеллектуальная готовность.
Это способность ребенка быть внимательным, с первой секунды включаться
в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове
поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ, и к
тому
же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь
мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
Самый важный способ развития - читать ребенку книги.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного
развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что
само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем
развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически
подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не
сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при
решении тех или иных задач. Важно, чтобы ребенок не механически
запоминал какой-либо материал, а осмысливал и понимал его.
- Социально-психологическая готовность ребенка.
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими
сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и
исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже
сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него виноваты все,
только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной
форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку
должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение
психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах,
поможет пережить самый стрессовый период.т Позитивное отношение ребенка к школе
часто связано с информацией, которую ему
предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить
ребенка к тому, что его ждет в школе, доступным для него языком, вовлекать, и
открыт отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только
сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и
правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко
устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку
адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать в различных
ситуациях.
3)
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный
аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать
определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для
успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок
шесть-семь лет?
А) Внимание.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати
минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Б) Математика.
- Цифры от 0 до 10.
- Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Арифметические знаки: «+», «-», «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- Ориентирование в пространстве и на листе бумаги.
В) Память.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
- Пересказ текста из 4-5 предложений.
Г) Мышление.
- Заканчивать предложение (например, «Суп горячий, а компот…»).
- Находить лишнее слово из группы слов (например, «стол, стул, кровать
сапоги, кресло»).
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Складывать из бумаги вместе со взрослым, простой предмет (лодочку,
самолётик).
Д) Мелкая моторика.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
Е) Речь.
- Составлять предложения из нескольких слов (например, кошка, двор, идти,
солнечный зайчик, играть).
- Понимать и объяснять смысл пословиц.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- Различать в словах буквы и звуки.
Ж) Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,
цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,
месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и
место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Комментарии
Отправить комментарий