Деятельность педагога в формировании познавательной активности дошкольников
«Деятельность
педагога в формировании
познавательной активности дошкольников»
Мир открывается ребёнку через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребёнок видел, слышал и
переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность.
Деятельность — необходимое
условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается
жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются
знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама
деятельность. В деятельности развиваются психические процессы, формируются
умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и
характер.
В период дошкольного детства
благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение
первичного образа мира. Малыш — природный исследователь окружающего. Для дошкольника характерен
повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Наиболее эффективный
вариант развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста —
организация познавательной деятельности.
Познавательная деятельность — это
активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она
характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной
преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.
Познавательная деятельность, являясь
одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия,
результат. Применительно к познавательной деятельности специфика
компонентов такова:
— цель (получить знание, добыть
информацию);
— мотив (определяется конкретной
ситуацией, например, для продолжения работы, организации игры, реализации
творческого замысла и т. д.);
— способы (познавательные умения,
способы действий);
— условия (предметно-развивающая среда,
способствующая достижению цели);
— результат — новое
знание (комплекс знаний).
В основе познавательной
деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением
возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в
дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для
ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной
деятельности является познавательный интерес— направленность на
материал (игровой, экологический, математический и т. д.). связанная с
положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип
организации познавательной деятельности дошкольников — принцип
осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного
развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить,
преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Средства познавательной
деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для
той деятельности, «внутри» которой находится познавательная
деятельность: игровой, художественной. математической и т. д.
Поскольку познавательный интерес
ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах
творческой деятельности, взрослые должны обеспечивать условия
для развития такой деятельности.
Полноценное познавательное развитие
детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках
образовательного процесса:
1) на специально
организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной
деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной
деятельности детей.
Одной из форм в процессе образования
детей в детском саду является самостоятельная познавательная деятельность
детей. В режиме дня самостоятельной познавательной
деятельности ребенка уделяется особое место.
Самостоятельная познавательная
деятельность детей – это деятельность, которая выполняется без
непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально
предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится
достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная
познавательная деятельность позволяет учитывать познавательные
интересы детей, включать дошкольников в различные виды деятельности:
-решение проблемно-поисковых ситуаций;
-экспериментирование;
-сюжетно-ролевые игры;
-конструирование;
-творческие задания (лепка,
аппликация, рисование, театр) .
Признаками самостоятельной
познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей,
проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры
и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими
материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и
упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в
трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей
вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью
проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования,
потребностью самовыражения. Совершенствование способов
действий, развития мышления, элементы творчества – характерные
черты самостоятельной познавательной деятельности.
В рамках
организации самостоятельной познавательной деятельности
развивается творческая активность детей в познавательно-игровой
деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок
получает возможность самореализации. В рамках
свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение
действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в
состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры,
которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском
сообществе.
Также
через самостоятельную активность с материалами, использованными
взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми,
ребенок продолжает совершенствовать способности и умения, основы которых
закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной
деятельности. Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую
среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую
его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также
представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях
конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости
помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
У ребенка старшего дошкольного
возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности
развиваются такие качества личности, как творческая активность
и самостоятельность, появляется
возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний
и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в
себе.
Основные показатели самостоятельной
деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы
и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации
задуманного.
Опираясь на разные исследования можно
выделить два основных варианта организации самостоятельной познавательной
деятельности старших дошкольников: самостоятельные дидактические и
сюжетно-ролевые игры. Можно воспользоваться разработанными дидактическими
играми,
или создать их самостоятельно,
учитывая уровень познавательного развития детей группы и требования
к самостоятельным дидактическим играм:
— правила игры должны предоставлять
детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми
они уже овладели в процессе обучения;
— необходима многовариантость каждой
игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные
способы действий и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей
к выполнению заданий;
— большинство игр должны предполагать
взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к
сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также
активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения в каждой конкретной
игровой ситуации.
Более активно и творчески дошкольники
играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда на занятиях и в
совместной деятельности они предварительно получили знания,
необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила
игры.
Важной особенностью познавательной
деятельности в старшем дошкольном возрасте является то, что дети
начинают самостоятельно конструировать игры. Но часто воспитателями и
родителями эти продукты детского творчества не замечаются и не находят
применения. В этом случае интерес к творческой деятельности у ребенка
угасает. Чтобы поддержать и развить умение детей выполнять творческую
работу, можно установить в группе ящик (карман, копилку) детских
идей. По просьбе ребенка воспитатель может записать придуманную им игру и
положить в копилку, а затем эти материалы обработать совместно с детьми в
приемлемую для использования форму и ввести на занятиях и
в самостоятельную деятельность.
Еще одним вариантом
организации самостоятельной познавательной деятельности старших
дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой
включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной
деятельности знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой
игры являются:
— достаточный уровень сформированное у
детей основных программных знаний и умений;
— оснащение ролевой игры атрибутами,
активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и
цифровыми карточками, условными мерками и т. д.);
— умение детей использовать эти атрибуты
в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в
виде числовых или цифровых карточек, отмерять
нужное «покупателю» количество мерок крупы и т. д.). Все эти
специальные умения формируются в блоке совместной деятельности при
организации воспитателем сюжетно-дидактических игр.
Под влиянием правильно
организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей
развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение,
воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться,
сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться
не только в детском саду, но и в домашних условиях
Комментарии
Отправить комментарий