Психологические особенности детей с ТНР
Психологические особенности детей с
ТНР.
К.Д.Ушинский
говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и
сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью
является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из
направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой
речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично
не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты,
влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи,
например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону
языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым
составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие
дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении
ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи
и приводят к общему недоразвитию.
Обычно
выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические
нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с
функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами
дизартрии);
2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками
лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого
недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями,
дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);
3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и
темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией,
брадилалией).
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности
отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые
нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в
психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной,
эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность
припоминания.
Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений.
Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в
дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Нарушение
восприятия отмечается у всех детей с
ТНР. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии
отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении
фонематического слуха. ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чтением
и письмом. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при
сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь
окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи,
шумы неречевого характера. Необходимое условие для обучения детей грамоте —
развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и
характеризуется рядом особенностей.
Для
них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания
сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения,
зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем,
замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при
сенсорной алалии.
Особенности развития памяти:
Отмечается снижение продуктивности запоминания
-Характерно долгое запоминание
и быстрое забывание
-Объём зрительной памяти
практически не отличается от нормы
-Объем слуховой памяти
значительно снижен (трудности при
запоминании стихов)
-Относительно сохранны
возможности смыслового, логического запоминания
Структура
расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с
ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с
нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно
снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более
низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными
нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений.
Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует
отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня
речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
-неустойчивость
-трудности
переключения и распределения
-трудности в
планировании и контроле своих действий
-трудности
сосредоточения на вербальном материале
Так, у детей с дизартрией вследствие
повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению,
утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень
произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом
страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно,
фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно
замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью
(упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий
(связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения
задания) виды контроля.
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах
предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных
нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно -
образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что
проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами,
несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации
предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально
–волевой сферы:
Эмоциональная незрелость
-Трудности
произвольного поведения
-Зависимость от
окружающих, склонность с спонтанному поведению
-Нарушение
коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения,
негативизм)
-Заниженная
самооценка
-Повышенная
обидчивость, ранимость
-Тревожность
-Агрессивное
поведение разной степени выраженности
ТНР
отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические
особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи
способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность,
замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с
дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной
эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности,
двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие
заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению
обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью,
зависимостью от окружающих, у
некоторых
недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и
патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в
себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих
сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по
особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны
повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой
негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна
повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда
продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания
своего языкового расстройства.
Основные задачи работы педагога - психолога:
-
способствовать общему развитию детей с ТНР,
коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;
-
создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
индивидуальными особенностями;
-
повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру)
родителей воспитанников и педагогов.
Коррекционно- развивающая работа
направлена на развитие всех компонентов речевой, познавательной и
коммуникативной деятельности.
Коррекция познавательной
сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие
познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и
способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания,
выработку когнитивных стилей.
В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения
на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие:
внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так
как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то
каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо
познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например,
пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать
и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только
качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и
память, мелкую моторику.
Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности,
так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему
материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они
совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с
ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные
упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить
действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе.
Много времени в работе с детьми нарушениями речи необходимо уделять
упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной
координации (ЗМК), которые способствуют развитию речи, внимания,
пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика,
рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые
игры с предметами, тактильные мешочки и т.д.
Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на
снятия психо-эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине
занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение
напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т.д.). Такие
упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и
помогают сконцентрировать внимание ребенка.
Упражнения на развитие речи используются со следующими целями: обогащение
словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение
составить рассказ по картинке или серии картинок. Конечно же, не может быть
такого, что упражнение развивает только речь, как правило, задействованы все
когнитивные процессы. Поэтому, в работе используются разнообразные упражнения и
игры для развития памяти, мышления, речи.
Коррекция эмоционально-волевой сферы
— это развитие произвольности психических процессов, формирование
целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление
незавершенности действий ребенка, снижение психоэмоционального напряжения.
Коррекция коммуникативной
сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки,
уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных
качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении
навыков конструктивного поведения.
Развитие коммуникативной функции
речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды,
психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную
коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в
контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и
пантомимику.
Содержание работы с педагогами и
родителями заключается в оказании им психологической и информационной помощи
(консультационная и психопрофилактическая работа):
1.
Знакомство с психологическими особенностями детей с
нарушениями речи. Родители, как правило, не связывают речевое нарушение у
своего ребенка, например, с эмоциональной неустойчивостью. Здесь также
рассказывается о том, как важно организовывать режим дня для ребенка с целью
недопущение его переутомления.
2.
Особенности общения с данной категорией детей. Как
надо говорить с ребенком с нарушением речи, как поощрять речевую активность, о
пользе чтения ребенку вслух и т.д.
3.
Рекомендации по развитию у таких детей речи, других
познавательных процессов. Здесь рассказывается о тесной взаимосвязи речи с
другими познавательными процессами, о важности развития всех познавательных
процессов у ребенка.
4.
Рекомендуются игровые упражнения, которые родители
могут выполнять с ребенком дома (а педагоги – в группе). Например, каждый
родитель может сделать со своим ребенком пальчиковую гимнастику, поиграть в
пальчиковый или кукольный театр. Это игровые упражнения для развития не только
речи, но и внимания, мелкой моторики, мышления.
Комментарии
Отправить комментарий