ПАМЯТКА для педагогов учреждений образования по выявлению случаев жестокого обращения с детьми

 ПАМЯТКА для педагогов учреждений образования по выявлению случаев жестокого обращения с детьми

 Именно воспитатель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение;
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  10. Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

 

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

 

Психолого-педагогические правила организации общения между воспитателем  и воспитанником

1. Будьте внимательны к своим воспитанникам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. 

2. Обратите внимание на изменение работоспособности воспитанника .

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к детям. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:

- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!

Как консультантам “Телефонов Доверия”, так и близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

 

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ?

Родителям о документах по правам ребенка