Психологическая помощь детям с агрессивным типом поведения
Понятие агрессии и агрессивности
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реана, в готовности к агрессии.
Различные авторы по-разному определяют агрессию и агрессивность:
• как реакцию личности на враждебную окружающую действительность (К. Хорни, Э. Фромм),
• как врожденную реакцию человека «для защиты занимаемой территории»,
• как реакцию, возникающую в ситуациях фрустрации (К. Мюллер). Агрессивные проявления могут быть 2-х типов:
• мотивационная агрессия как самоценность;
• инструментальная агрессия, т. е. агрессия как средство достижения цели. Казалось бы, различие очевидно, но попробуйте определить тип агрессии в таких простых случаях: человек убил бандита, который на него напал, или малыш срыгнул на новое платье матери.
Наиболее очевидная закономерность, которая бросается в глаза уже при первом знакомстве с этим рядом, - это то, что почти все эти реакции относятся к проявлениям скрытой или подавляемой агрессии. В результате влияния социальных установок (таких, как «злиться – нехорошо») агрессия в большинстве случаев подавляется, развивается внутренний конфликт между имеющимся переживанием и внутренним запретом на него. Но так или иначе переживание реализуется, а сам факт «скрытой», опосредованной реализации становится источником всевозможных конфликтных ситуаций – с одной стороны, и усугубляет внутренний конфликт – с другой: уводит человека все дальше от осознания и понимания собственной внутренней жизни. Слова эпиграфа не случайны: агрессия, гнев, злость являются нормальными человеческими эмоциями, и проблема заключается не в том как их преодолеть, а как их социализировать, то есть научиться выражать в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, не нанося ущерба ни себе, ни окружающим людям.
Хорошо известна классификация агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки, которая помогает правильно понять те или иные поведенческие проявления:
> физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
>косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
> раздражение – готовность к проявлению негативных реакций при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость);
> негативизм – оппозиционная манера поведения – от пассивного сопротивления до активной борьбы;
> обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
> подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности (по отношению к людям) до убежденности в том, что они умышленно причиняют вред;
> вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через определенную форму (например, крик), так и через словесное содержание (например, оскорбление или сплетни);
> чувство вины – возможное убеждение человека в том, что он плохой, поступает зло, а также оно выражает его угрызения совести.
Факторы, влияющие на появление агрессивного поведения:
• стиль воспитания в семье (гипо- и гиперопека);
• повсеместная демонстрация сцен насилия; • нестабильная социально – экономическая обстановка;
• индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.);
• социально-культурный статус семьи и т.д.;
В раннем детстве человек учится проявлять агрессию и злость. Американский психолог А. Бандура провел и описал следующий эксперимент. Первая группа пятилетних детей наблюдала, как взрослые проявляли агрессию по отношению к пластиковой кукле. Вторая группа детей не имела подобного опыта.
Обе группы подверглись воздействию фрустрирующей ситуации: они играли с любимыми игрушками, потом игра была внезапно прервана, и детей отвели в другую комнату, где была пластиковая кукла и еще несколько игрушек. Дети в обеих группах демонстрировали агрессивное поведение, но дети из первой группы переносили свою агрессию на пластиковую куклу гораздо чаще, чем дети из второй группы. Более того, многие дети из первой группы совершали те же действия, что и взрослые, моделировавшие ситуацию.
Примечателен тот факт, что обе группы реагировали на фрустрирующую ситуацию агрессивным поведением, но проявляли при этом различные модели или стили агрессии. По этому поводу Дж. Паттерсон отмечает, что способы проявления агрессии могут не только усваиваться в результате наблюдений за поведением окружающих, но и вызываться прямым подкреплением.
Это подкрепление может иметь множество вариантов. Например, брат кричит на сестру, она отвечает ему криком и при этом еще обзывает его. Затем брат ударяет сестру, она отдает тем же и так далее. Аналогичное явление часто имеет место во взаимодействии родителя и ребенка: ребенок ведет себя вызывающе, взрослый пытается принудить его к послушанию и тем самым только усиливает агрессивные проявления ребенка.
Агрессивность может быть обусловлена физически и психически
• Физический дискомфорт;
• Несформированность функции самоконтроля и произвольности;
• Незнание нравственных правил и норм;
• Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников; Ощущение тревоги и страха нападения.
Возрастная динамика агрессии
В целом соответствует возрастным «кризисам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Для детей дошкольного возраста характерны такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство.
У детей младшего школьного возраста более частыми становятся агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии (насмешки, давление, ругательства), драки. В подростковом возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным (ритуалы и мифы в группе). Мы часто сталкиваемся с моделью: агрессивный ребенок постоянно одерживает верх над сверстниками, он всегда получает желаемые игрушки и больше внимания от взрослых, которые либо стремятся развить у ребенка умение сотрудничать и покладистость, либо могут выполнять его требования «только чтобы получить минутку тишины». Злость является частью нашего механизма «готовности», который служит для распознавания и преодоления опасности. Взрослые и младенцы выходят из себя по одинаковым причинам: это отсутствие достаточной привязанности, поддержки, одобрения, удар по собственному Я, попытки доминирования или вмешательства со стороны окружающих. Агрессивные реакции появляются рано.
Младенцы проявляют свое недовольство через плач, который, если взрослые на него не реагируют, становится все более интенсивным и раздражительным. Достаточно быстро дети начинают понимать, что их комфорт, их существование полностью зависит от других людей. Повторение подобных ситуаций в жизненном опыте ребенка приводит к формированию у него агрессивного поведения. Как правило, это ситуации повседневной жизни, такие как насильное кормление, жесткая борьба с сосанием соски или пальцев, высаживание на холодный горшок. Вначале это инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения конкретной цели: привлечения к себе внимания, избавления от необходимости выполнять те или иные действия, но постепенно накапливаясь, она может трансформироваться в мотивационную. Проявлению агрессивности у дошкольников обычно предшествуют переживания обиды, ущемленного самолюбия.
Впервые агрессивность возникает именно в психотравмирующей ситуации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной конфликта.
Наиболее типичными являются такие ситуации:
> конфликты с родителями, особенно частые, унизительные, несправедливые, с точки зрения ребенка, наказания;
> ревность к появившемуся в семье младшему ребенку;
> изолированность в группе сверстников;
> насмешки и обиды со стороны ровесников.
Все дети в большей или меньшей степени боятся (избегают) неодобрения со стороны взрослых. Этот страх может привести к развитию устойчивого конформиста, но и при этом сохраняется вероятность, что глубоко внутри будет расцветать подавляемая злость. Когда у 2-летнего ребенка начинает развиваться чувство собственного достоинства, он начинает часто говорить «нет» - то вполне закономерная и желаемая реакция. Если взрослые отвечают на каждое «нет» злостью, раздражением и дисциплинарными воздействиями, цель которых – победить ребенка (иногда гак и говорят: «сломать»), то у ребенка развивается злость, и чувство «небезопасности». И чем интенсивнее эти переживания, тем выше потребности в компенсации. Каждый человек нуждается в подтверждении собственной ценности, в удовлетворении потребности в любви. И если у дошкольников неудовлетворение этой потребности вызывает чувство «небезопасности», переживания в диапазоне от легкого раздражения до вспышек ярости, младшие школьники и подростки воспринимают подобные ситуации с позиции «справедливого и несправедливого обращения». Если мы просто обратимся к собственному жизненному опыту, то вспомним, что все «восстания» подростков против мира взрослых проходят под девизами «это нечестно» и «это несправедливо». Во многих жизненных ситуациях реакция злости и агрессии является вполне закономерной. Понаблюдав за собой, каждый из нас может вспомнить, что в случаях, когда нас унижают или ко контролируют, наше тело первым откликается на подобную внешнюю агрессией. Любую манипуляцию, даже самую вежливую и мягкую, можно рассматривать как насилие. Чувство не адекватности, униженности, фрустрация, потеря доверия к близкому человеку рано или поздно приводит к следующему этапу – злости и агрессии.
Ф. Ньюмен сравнивает каждого из нас ведерком. У тех, кого любят, поддерживают, понимают, кто сам издает любовью и эмпатией, эти «ведерки» полные. Пустые ведерки рождают агрессию. Сами по себе внутренние состояния агрессии и злости мало трогают окружающих. Агрессия ребенка или подростка выступает для нас в виде проблем его поведения. При этом необходимо учитывать, что у девочек, сильнее, чем у мальчиков выражена тенденция к скрытой агрессии.
В значительной мере это объясняется социальными требованиями и воспитанием, в результате чего женская агрессия очень рано принимает более скрытые формы: сарказм, критичность, общая неудовлетворенность жизнью, поддразнивание окружающих, сплетничанье. Вопросы, связанные с социализацией агрессии, исследовались неоднократно.
В работе К. Левина, Е. Маккоби и Р. Сирса показано, что в процессе социализации агрессии ведущую роль играют 2 фактора:
> снисходительность (степень готовности родителя прощать проступки) характеризует поведение родителя до совершения проступка: ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка, в какой мере его поведение предостерегает (удерживает) ребенка от агрессивных проступков;
> строгость наказания родителем агрессивного ребенка характеризует поведение родителя после свершения поступка.
Согласно результатам исследования и наиболее снисходительные родители, и наиболее требовательные имеют детей с высоким уровнем агрессии. Родителями наименее агрессивных детей оказались те, кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний, они осуждают агрессию и доводят это до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Позднее, в дальнейших исследованиях был выявлен и описан тот механизм воспитания агрессивности, который всем хорошо известен: наказывая ребенка, родитель не только озлобляет его, но и «вооружает» моделью агрессивного поведения, учит конкретным (силовым) приемам реализации агрессии. В течение дня с появлением усталости накапливается и агрессия. Нам всем знакомо как освобождаются от нее девочки и мальчики во время школьных перемен: подвижные игры младших школьников в значительной мере позволяют им избавиться от внутреннего дискомфорта, связанного с возрастанием агрессии. У младших подростков уже заметна дифференциация: подобным образом «снимают» агрессию мальчики и отдельные девочки, а в более старшем возрасте и далеко не все мальчики. С точки же зрения эмоционального здоровья человека, скрытая, «невыплеснутая» агрессия таит в себе серьезную опасность. Парадоксальность ситуации как раз и заключается в том, что вся система воспитания, ориентированная на поведенческий аспект, а не на внутренний мир личности, ведет подростка поэтому «нездоровому» пути. Постоянное подавление агрессии, неумение реализовать, «снять» ее адекватно ситуации, не причиняя ущерба ни себе, ни окружающим, приводит зачастую к тяжелейшему проявлению скрытой агрессии – деструктивному (саморазрушающему) поведению, формами которого являются алкоголизм, наркомания и т. д.
Методы коррекции агрессивных форм поведения
Коррекция через игру (широк используется в работе с детьми младшего возраста);
Коррекция через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятие музыкой и другими видами творческой деятельности).
Коррекция через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность, например, в спорт. Целесообразно приобщать к групповым видам спорта.
Высокоагрессивные виды спорта, например, бокс, нежелательны.
Коррекция через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения
Коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов.
Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов психологических факультетов. Практических психологов / Е.Н.Колодич – Мн.: РИПО, 1999 – С. 25 – 3
Комментарии
Отправить комментарий