Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента
«Типы
темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами
темперамента»
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей
личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности
и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны
по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются
абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в
свойствах нервных процессов
Цели:
- Углубить знания
воспитателей об особенностях типов темперамента.
- Развивать умение
анализировать и систематизировать педагогические воздействия в зависимости от
типа темперамента ребенка.
Темперамент —
совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную
и динамическую стороны ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента
наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека. Они не являются абсолютно неизменными. Причина
индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов
возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Темпераменты:
— меланхолик;
— сангвиник;
— флегматик;
— холерик.
Сангвиник:
— общителен,
быстро сходится с людьми;
— чувства
легко сменяются;
—мимика богатая,
подвижная, выразительная;
— деятельность
продуктивна лишь при наличии интереса;
— непоседа;
—рассеян, неаккуратен;
—заводила, выдумщик,
фантазер;
—не злопамятен,
миролюбив, не жаден.
Рекомендации:использовать подвижные игры, требования
спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с
помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима
частая смена деятельностей.
Холерик:
— действия порывисты;
— эмоционален,
чувства ярко выражены;
— в зависимости от
направленности личности
*+»
«—»
инициативность
раздражительность
принципиальность
аффективность;
— любит риск,
приключения;
— не прислушивается
к мнению других;
— излишне
самостоятелен;
— в еде
неразборчив;
— спит мало;
— импульсивен;
— драчун, крикун,
конфликтен.
Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и
соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать
возможность проигрывания, часто напоминать, что прежде чем что-то сделать,
надохорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и
спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.
Меланхолик:
—трудно долго на чем-то
сосредоточиться;
—высокая тревожность,
мнительность;
—чувства глубокие;
—отношения налаживаются
трудно;
—часто задумчив;
—если расстроится, плачет
долго и горько;
—застенчив;
—слишком рассудительный,
«маленький взрослый»;
—любит уединение,
спокойные игры;
—быстро устает;
—боится спорта.
Рекомендации:требует любящего понимания, грубость
недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие»
несоревновательные игры.
Флегматик:
—ровный, спокойный, редко
выходит из себя;
—упорный труженик;
—чувства устойчивы;
—замкнут;
—медлителен;
—играет нешумно;
—мало двигается;
—любит порядок и
добротность;
—послушен, пунктуален;
—новое не любит;
— в зависимости от
направленности личности
«+»
«—»
выдержка, глубина
лень, безучастность,
мыслей
безволие.
Рекомендации: игры на развитие фантазии, pанятия музыкой,
вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.
При осуществлении
воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип
темперамента ребенка.
Особенности поведения
возбудимого ребенка — холерика
Все реакции такого
ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети
не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них
выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом
они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от
веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли,
любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны.
Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их
движения, а также окрики, угрозы, шлепки.
Им полезны все виды
занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры
с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому
правилу. Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо
выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять
меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как
возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.
Особенности поведения
спокойного ребенка — сангвиника
Ребенок активен, движения
быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет
распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро
переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести
дело до конца. Задача взрослого — сформировать у ребенка целеустремленность и
постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Особенности поведения
медлительного ребенка — флегматика
Дети спокойные,
уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые
воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии
долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К
условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув с удовольствием и
тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен от природы,
поэтому нельзя заставить сделать его что-то быстро, необходимо учитывать его
особенности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем
других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота
действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо
после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению
движений, игровых действий.
Особенности поведения
ребенка со слабой нервной системой — меланхолика
Быстро утомляется, очень
раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная
что-либо не станет «выпячиваться, перед другими. Часто бывает нерешителен.
Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие,
длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно,
но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших
трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому
необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать
самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.
Список использованной
литературы:
- Г.А.Широкова Справочник
дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Я сама воспитываю
ребенка/ Авт.- сост. Г.Е.Коляда. – Мн.: Хаврест, 1998
Комментарии
Отправить комментарий