Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента

 

 

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоци­ональную и динамическую стороны ее деятельнос­ти и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолют­но неизменными. Причина индивидуальных осо­бенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов

Цели:

- Углубить знания воспитателей об особеннос­тях типов темперамента.

- Развивать умение анализировать и система­тизировать педагогические воздействия в зависи­мости от типа темперамента ребенка.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоци­ональную и динамическую стороны ее деятельнос­ти и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются абсолют­но неизменными. Причина индивидуальных осо­бенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочета­ниях.

Темпераменты:

—   меланхолик;

—   сангвиник;

—   флегматик;

—   холерик.

Сангвиник:

—   общителен, быстро сходится с людьми;

—   чувства легко сменяются;

—мимика богатая, подвижная, выразительная;

—  деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;

—  непоседа;

—рассеян, неаккуратен;

—заводила, выдумщик, фантазер;

—не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Рекомендации:использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельностей.

Холерик:

— действия порывисты;

—  эмоционален, чувства ярко выражены;

—  в зависимости от направленности личности

           *+»                                                      «—»

инициативность                        раздражительность

принципиальность                       аффективность;

—  любит риск, приключения;

—  не прислушивается к мнению других;

—  излишне самостоятелен;

—  в еде неразборчив;

—  спит мало;

—  импульсивен;

—  драчун, крикун, конфликтен.

Рекомендации: необходимы терпение и спокой­ствие, подвижные и соревновательные игры, необ­ходимо большое жизненное пространство, предус­матривать возможность проигрывания, часто на­поминать, что прежде чем что-то сделать, надохорошо подумать, читать книги о героических под­вигах, где воля и спокойствие творят чудеса, нака­зывать только тогда, когда ребенок успокоится.

 Меланхолик:

—трудно долго на чем-то сосредоточиться;

—высокая тревожность, мнительность;

—чувства глубокие;

—отношения налаживаются трудно;

—часто задумчив;

—если расстроится, плачет долго и горько;

—застенчив;

—слишком рассудительный, «маленький взрос­лый»;

—любит уединение, спокойные игры;

—быстро устает;

—боится спорта.

Рекомендации:требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисо­вание, конструирование, «мягкие»  несоревнователь­ные игры.

Флегматик:

—ровный, спокойный, редко выходит из себя;

—упорный труженик;

—чувства устойчивы;

—замкнут;

—медлителен;

—играет нешумно;

—мало двигается;

—любит порядок и добротность;

—послушен, пунктуален;

—новое не любит;

— в зависимости от направленности личности

 

            «+»                                                          «—»

выдержка, глубина                            лень, безучастность,
         мыслей                                                  безволие.

Рекомендации: игры на развитие фантазии, pа­нятия музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.

При осуществлении воспитательного и образо­вательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребенка.

Особенности поведения возбудимого ребенка — холерика

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сер­дятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и гром­кая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перей­ти от веселого настроения к грустному. Всегда стре­мятся занимать лидирующие роли, любят подвиж­ные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

Им полезны все виды занятий, развивающих со­средоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полез­но давать им постоянные трудовые поручения, ко­торые необходимо выполнять систематически. Не­обходимо обучать их правилам общения. Приме­нять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрос­лого.

Особенности поведения спокойного ребенка — сангвиника

Ребенок активен, движения быстрые, но не рез­кие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково ру­ководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрос­лого — сформировать у ребенка целеустремлен­ность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Особенности поведения медлительного ребен­ка — флегматика

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На лю­бые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго зани­маться одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адапти­руются долго, но, привыкнув с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребе­нок медлителен от природы, поэтому нельзя заста­вить сделать его что-то быстро, необходимо учи­тывать его особенности при организации режим­ных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появля­ется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необ­ходимо побуждать ребенка к выполнению движе­ний, игровых действий.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой — меланхолика

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться, перед дру­гими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно пережи­вать из-за мелочи. Навыки формируются медлен­но, но становятся устойчивыми. Поэтому их труд­но переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уве­ренность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

 

Список использованной литературы:

- Г.А.Широкова Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

- Я сама воспитываю ребенка/ Авт.- сост. Г.Е.Коляда. – Мн.: Хаврест, 1998

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ?

Родителям о документах по правам ребенка