Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития

 

Каждый человек имеет право получить необходимое образование и воспитание вне зависимости от половой или расовой принадлежности, наличия психофизических особенностей в развитии.

 

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально педагогической и психологической службы.

В сопровождении надо «идти за ребенком», направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком сам выбор и ответственность за него.  Детям необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.

Эффективность психологической помощи детям с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии. Это воздействие успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.                                                                  

Задачи психологического сопровождения:

·      защита прав и интересов ребенка;

·      помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

·      предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

·      коррекция эмоционально – волевой сферы;

·      всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;

·      утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

·      коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

·      рассмотрение конфликтных аспектов;

·      включение родителей в деятельность группы сопровождения;

·      повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:

1.  систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

2. создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

3. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

4.  систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с проблемами в развитии;

5. организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Исследования показывают, что особенности детей с ОПФР препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ОПФР . Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок (Л.М. Шипицына). Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.

Одновременно у самих детей с ОПФР необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.

Отсюда, основными направлениями сопровождения детей с ОПФР являются:

1.            Насыщение жизни детей значимыми для них событиями, которые требуют контактов с другими детьми, взрослыми, нового ролевого поведения (т.е. преодоление изолированности детей с ОПФР, приобщение их к социальному опыту).

2. Обеспечение оптимального режима учебной деятельности, субъектного воспитания учащихся, разработки технологий сопровождения. Субъектность предполагает развитие воспитанника как активной самостоятельной личности с учетом зоны его ближайшего развития.

3. Включение адаптационных механизмов взаимодействия в социуме на самых ранних этапах воспитательной практики. Это процесс совместной жизнедеятельности, помощь детям в реализации их возможностей, когда педагог является посредником между ребенком и окружающей действительностью. Здесь важным является благоприятное, доброжелательное, чуткое отношение к учащимся со стороны сотрудников учреждения образования.

Специалисты школы, работающие с детьми с ОПФР, должны знать, что методы принуждения, приказания, надзора вызывают у детей с ОПФР «нежелательное» поведение. Учитывая характер нарушения, структуру дефекта каждого ребенка, в силу часто низкой познавательной активности учащихся, необходимо постараться, чтобы ребенок принял и захотел присвоить информацию, которую доводит до него взрослый, чтобы он захотел участвовать в деятельности.  Для этого необходимо так представить информацию, чтобы содержание ее заинтересовало ребенка. Постепенно у учащихся будут формироваться система поступков, привычек, поведения, образ жизни.

4. Изменение формы работы с родителями, которые рассматриваются в качестве полноправных партнеров взаимодействия в воспитательном процессе. Работа с семьей «особого ребенка» является ключевой, первоочередной; при этом должны учитываться условия и возможности каждой  семьи, в том числе семьи, воспитывающей ребенка без особенностей психофизического развития. Одной из важнейших форм работы  с родителями обучающихся с ОПФР является клубная деятельность (семейные клубы, гостиные и пр.). Цель проводимых родительских встреч  - формирование чувства взаимопонимания и поддержки у родителей, воспитание у обучающихся толерантного отношения к одноклассникам с особенностями в развитии, желания им помогать и поддерживать, содействие успешной социализации детей-инвалидов.

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

● удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении;

● уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);

● способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми;

● успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности).

 Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОПФР можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания,  в поиске потенциальных возможностей в становлении личности каждого обучающегося (независимо от структуры и степени выраженности физического и психического нарушения), выработке у каждого ребенка собственного варианта жизни.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ?

Родителям о документах по правам ребенка