Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития
Каждый
человек имеет право получить необходимое образование и воспитание вне
зависимости от половой или расовой принадлежности, наличия психофизических
особенностей в развитии.
На современном этапе развития системы
образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления
личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и
физического развития, возможностями и способностями. Социально-педагогическое и
психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как
целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи,
осуществляемой в рамках деятельности социально педагогической и психологической
службы.
В сопровождении надо «идти за ребенком»,
направляя его развитие, не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения
педагога; помогая принимать самостоятельные решения, но оставляя за ребенком
сам выбор и ответственность за него. Детям
необходимо создать специальные условия для получения образования с учетом
особенностей их психофизического развития.
Эффективность психологической помощи детям
с нарушениями в развитии зависит от воздействия на социально-психологическую
среду, которая окружает ребенка с проблемами в развитии. Это воздействие
успешно осуществляется в форме психологического сопровождения.
Задачи психологического сопровождения:
· защита
прав и интересов ребенка;
· помощь
в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации,
во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
· предупреждение
возникновения проблем развития ребёнка;
· коррекция
эмоционально – волевой сферы;
· всестороннее
обсуждение проблем в развитии ребёнка со специалистами разного профиля;
· утверждение
схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
· коллегиальное,
последовательное решение задач по работе с ребёнком;
· рассмотрение
конфликтных аспектов;
· включение
родителей в деятельность группы сопровождения;
· повышение
компетентности специалистов в смежных направлениях.
Сопровождение – это всегда
пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в
которую включены пять взаимосвязанных компонентов:
1.
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка в
динамике его психического развития;
2. создание социально-психологических
условий для эффективного психического развития детей в социуме;
3. систематическая психологическая помощь
детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции,
психологической поддержки;
4.
систематическая психологическая помощь родителям детей и подростков с
проблемами в развитии;
5. организация жизнедеятельности ребенка с
нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Исследования показывают, что особенности
детей с ОПФР препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со
сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной
информации и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с
ОПФР . Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют
негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в
развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии,
накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями
жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов
сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся
толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов,
отрицательных установок (Л.М. Шипицына). Специальную работу следует вести с
родителями данной категории детей по обеспечению их необходимыми знаниями об
особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным
методам помощи.
Одновременно у самих детей с ОПФР
необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного
взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных
изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Отсюда, основными направлениями сопровождения
детей с ОПФР являются:
1.
Насыщение жизни детей значимыми для них
событиями, которые требуют контактов с другими детьми, взрослыми, нового
ролевого поведения (т.е. преодоление изолированности детей с ОПФР, приобщение
их к социальному опыту).
2. Обеспечение оптимального режима учебной
деятельности, субъектного воспитания учащихся, разработки технологий
сопровождения. Субъектность предполагает развитие воспитанника как активной самостоятельной
личности с учетом зоны его ближайшего развития.
3. Включение адаптационных механизмов
взаимодействия в социуме на самых ранних этапах воспитательной практики. Это
процесс совместной жизнедеятельности, помощь детям в реализации их
возможностей, когда педагог является посредником между ребенком и окружающей
действительностью. Здесь важным является благоприятное, доброжелательное,
чуткое отношение к учащимся со стороны сотрудников учреждения образования.
Специалисты школы, работающие с детьми с
ОПФР, должны знать, что методы принуждения, приказания, надзора вызывают у
детей с ОПФР «нежелательное» поведение. Учитывая характер нарушения, структуру
дефекта каждого ребенка, в силу часто низкой познавательной активности
учащихся, необходимо постараться, чтобы ребенок принял и захотел присвоить
информацию, которую доводит до него взрослый, чтобы он захотел участвовать в
деятельности. Для этого необходимо так
представить информацию, чтобы содержание ее заинтересовало ребенка. Постепенно
у учащихся будут формироваться система поступков, привычек, поведения, образ
жизни.
4. Изменение формы работы с родителями,
которые рассматриваются в качестве полноправных партнеров взаимодействия в
воспитательном процессе. Работа с семьей «особого ребенка» является ключевой,
первоочередной; при этом должны учитываться условия и возможности каждой семьи, в том числе семьи, воспитывающей
ребенка без особенностей психофизического развития. Одной из важнейших форм
работы с родителями обучающихся с ОПФР
является клубная деятельность (семейные клубы, гостиные и пр.). Цель проводимых
родительских встреч - формирование
чувства взаимопонимания и поддержки у родителей, воспитание у обучающихся
толерантного отношения к одноклассникам с особенностями в развитии, желания им
помогать и поддерживать, содействие успешной социализации детей-инвалидов.
Эффективность сопровождения определяется
не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской
диагностики, но и по более общим показателям:
● удовлетворенность ребенка и родителей
пребыванием в учреждении;
● уверенность ребенка (тенденция к
формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
● способность ребенка к сотрудничеству с
другими детьми и со взрослыми;
● успешность в овладении адекватными
возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности).
Таким образом, психологическое сопровождение
ребенка с ОПФР можно рассматривать как комплексную технологию психологической
поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития,
обучения, воспитания, в поиске
потенциальных возможностей в становлении личности каждого обучающегося
(независимо от структуры и степени выраженности физического и психического
нарушения), выработке у каждого ребенка собственного варианта жизни.
Комментарии
Отправить комментарий