Особенности психологической безопасности личности ребенка
Психологическая безопасность личности ребенка
Попова Е. В., Слабодских Н. В. Психологическая безопасность детей в семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 150–156. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56989.htm.Безопасность — это явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество в целом. Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью. Так, например, под психологической безопасностью образовательной среды понимается такое ее состояние, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создает референтную значимость среды и обеспечивает психическое здоровье включенных в нее участников [1]. На наш взгляд, эти характеристики можно в полной мере использовать и при раскрытии сущности понятия «психологическая безопасность семьи». Само содержание понятия «безопасность» означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Соответственно, понятие «опасность» рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые дестабилизируют жизнедеятельность ребенка, угрожают развитию его личности. Большинство проблем, возникающих у взрослого человека, берет свое начало из детства. Ближайшее окружение ребенка (родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду, старшие братия и сестры, соседи и случайные люди) вольно или невольно становятся причиной более или менее серьезных психологических травм у детей. Страшный сюжет по телевизору или в интернете также может стать основой психического нарушения, которое в детстве, возможно, будет не столь заметно, а в зрелом возрасте даст о себе знать различными фобиями, комплексами, нездоровыми склонностями, неврозами.
Особенность мышления и восприятия мира у детей такова, что психологический шок может наступить даже не от реальных действий окружающих по отношению к самому ребенку, а лишь от каких-то слов или событий, происходящих рядом. При этом, чем сильнее действующий негативный фактор, тем менее эффективными оказываются встроенные механизмы психологической защиты. Ребенок может впасть в состояние полной безысходности, его привычный, стабильный, безопасный мир рушится и превращается на какой-то миг в кошмар. Пережитый страшный опыт оставляет неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Примеров травмирующих критических ситуаций можно приводить множество: например, малыша в наказание закрыли одного в комнате, или он увидел, как отец бьет мать, или его очень напугала большая собака. Еще одной особенностью становления личности в детстве является то, что далеко не всегда требуется какая-то чрезвычайная ситуация, чтобы нарушить ход нормального психического и психологического развития ребенка. Зачастую достаточно постоянного негативного воздействия со стороны взрослых, которые своим преднамеренным или непреднамеренным поведением внушают малышу ложную модель поведения. Впоследствии это может привести к искаженным представлениям ребенка об окружающем мире, к неверным представлениям о самом себе, затруднить в целом процесс социализации ребенка. Причем в подростковый период психические травмы, полученные в младшем возрасте, могут проявиться самым неожиданным и негативным образом.
Родители часто даже не могут понять первопричины такого поведения, заявляя «и откуда он у нас такой». Например, ребенок-дошкольник, приходя домой из детского сада, на свои заявления о том, что он любит какую-то девочку, в ответ слышал лишь смешки со стороны взрослых. Затем он видит отсутствие взаимопонимания между собственными родителями, что только способствует формированию неверных представлений о человеческих ценностях. А если к этому добавится личный негативный опыт взаимоотношений подростка с противоположным полом, то во взрослую жизнь человек скорее всего войдет с отрицательным отношением к построению длительных и гармоничных отношений с женщиной, с наличием различных страхов и комплексов в этой сфере. Таким образом, современная семья, как и любой другой социальный институт, может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку основная ее задача – воспитание психологически здоровой личности. Соответственно, весьма актуальным является вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии между всеми членами семьи [2, 3]. Перечислим основные моменты, которых следует избегать родителям с целью уменьшения психологических травм ребенка. Во-первых, это семейные конфликты при детях, особенно с применением физической силы. В таких ситуациях ребенок испытывает целый перечень негативных эмоций (страх, чувство вины, беспомощность и т.п.), которые негативно сказываются на его психическом состоянии и развитии. Во-вторых, нельзя запугивать ребенка. Разговоры о Бабе-яге, Бармалее, полицейском или враче, который поставит укол за плохое поведение, и т.п., не только не помогают воспитанию, но серьезно ранят ребенка, ведь маленькие дети верят тому, что говорят взрослые. Ребенок, возможно, на какое-то время станет более послушным, но при этом у него возникнут страхи, тревожность, пропадет доверие к самым близким людям – родителям. В-третьих, это несправедливое или слишком жесткое отношение взрослых к ребенку. Если малыш действительно виноват и осознает свою вину, то справедливое и умеренное наказание послужит для него уроком, но если родители наказали его незаслуженно, то это приведет к негативным последствиям – гневу, озлобленности, чувству несправедливости. Кроме перечисленного, негативно на психическом и психологическом состоянии ребенка сказываются сцены насилия и жестокости, увиденные детьми в жизни, по телевизору или на компьютере; разного рода травмы или происшествия, случившиеся с малышами; психологическое давление со стороны взрослых или сверстников и многие другие факторы. Для обеспечения психологической безопасности ребенка взрослым необходимо очень внимательно относиться к собственному поведению с детьми и при детях. Не следует конфликтовать, если ребенок находится рядом, демонстрировать агрессию по отношению к другим членам семьи. Если же конфликтная ситуация возникла при ребенке, следует показать ему конструктивные способы разрешения конфликта, а затем дополнительно объяснить причины разногласия и успокоить малыша. В этом случае ребенок, во-первых, не будет чувствовать себя виноватым, а во-вторых, получит возможность научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций. Родителям необходимо стремиться к доверительным взаимоотношениям со своими детьми независимо от их возраста. Этому способствует уважительное отношение к мнениям, чувствам, стремлениям ребенка. Давая указания или вводя запреты, необходимо аргументировать их целесообразность, а не воздействовать на детей силой или авторитетом. Наказание, если оно действительно заслужено, должно соответствовать возрасту, не должно включать физическое насилие или каким-то другим образом унижать достоинство ребенка. Нельзя игнорировать просьбы детей, отмахиваться от их потребностей и запросов. Ведь дети активно подражают взрослым, а значит, впоследствии будут так же реагировать и на их просьбы. Также стоит обратить внимание на доступ ребенка к опасной для его психики информации, взрослые обязаны ограждать детей от сцен насилия и от прочих вредных для психики ребенка явлений. В современном мире люди подвержены многочисленным стрессам, высоким физическим и психологическим нагрузкам, испытывают на себе влияние самых разных негативных факторов [4, 5, 6, 7]. Но малыш гораздо легче справится с трудностями, если в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в заботе, любви, поддержке. Если же обидчиками выступают те самые взрослые, на поддержку которых ребенок рассчитывает (и которые должны ему ее обеспечить!), то у него неизбежно формируются негативные личностные качества, такие как агрессивность, замкнутость, тревожность, раздражительность, заниженная самооценка и др. Признаками неблагополучного эмоционального состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности выступают: беспокойный сон, долгое засыпание; повышенная утомляемость; чрезмерная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность, упрямство; рассеянность, невнимательность; отсутствие уверенности в себе, ребенок постоянно ищет одобрения у взрослых; нарушения аппетита; боязнь социальных контактов, нежелание участвовать в играх с другими детьми; навязчивые движения и тики (подергивание плеч, моргание и др.); повышенная тревожность и другие явления. Перечисленные симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, но только в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо заметить, что не все признаки могут быть ярко выражены. Но следует обратить внимание на ребенка даже в том случае, если проявились только некоторые из них.
Игнорирование подобных проявлений может привести к стойким нарушениям и в здоровье и в личностном развитии ребенка. В свою очередь, верными показателями того, что психологическая безопасность ребенка в достаточной мере обеспечена, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности, высокая познавательная активность. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка как в семье, так и в детских садах и школах, относятся:
1. Негативные индивидуально-личностные особенности взрослых (родителей, воспитателей, учителей), которые ежедневно вступают во взаимодействие с детьми. Это прежде всего такие характеристики, как жестокость, агрессивность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, интолерантность и т.п.
2. Неблагоприятные межличностные отношения детей в семье или группе сверстников. В ситуации, когда детское сообщество отвергает ребенка, а взрослые долгое время этого не замечают или не считают нужным ребенку помочь, у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, снижается самооценка, повышается тревожность, в целом нарушается социальное развитие.
3. Враждебность, сниженный развивающий потенциал окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам и другим развивающим и обучающим средствам, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты и т.д.
4. Физические, интеллектуальные, психоэмоциональные перегрузки ребенка из-за нерационально построенного графика жизнедеятельности детей, отсутствия учета взрослыми их потребностей и возможностей.
5. Неправильная организация общения в системе «взрослый-ребенок»: преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности и уважения к ребенку со стороны взрослых, несформированность у родителей и педагогов коммуникативной культуры.
6. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в семье, образовательном учреждении, детском обществе.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка являются:
1. Негативные поведенческие привычки, которые сформировались у ребенка в результате неправильного воспитания в семье. В результате такой ребенок не принимается и детьми и взрослыми, что только усиливает его психологическое неблагополучие.
2. Переживание ребенком своей неуспешности по сравнению с другими детьми. Это приводит к формированию комплекса неполноценности, снижается самооценка ребенка, он перестает верить в себя, стремиться к чему-то.
3. Отсутствие автономности. Если ребенок полностью зависим от взрослого, то у него формируется чувство беспомощности, не возникает желания действовать самостоятельно. В этом случае ребенок не развивается как индивидуальность, повышается вероятность его подверженности неблагоприятным влияниям, формируется конформность.
4. Негативные индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость, застенчивость или, наоборот, привычка постоянно быть в центре внимания, эгоцентризм, навязчивость.
5. Патологии физического развития, например, двигательные или сенсорные нарушения. Они значительно затрудняют адаптацию ребенка в нашем интолерантном мире. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема психологической безопасности ребенка становится все более актуальной, так как постоянно увеличивается количество угроз, имеющих экзогенную и эндогенную природу. Как же противостоять этим угрозам?
В психологии и педагогике разработано достаточно средств и методов, нацеленных на обеспечение психологической безопасности детей как в семье, так и в образовательных организациях [8]. К ним относятся:
1. Разумное дозирование психических, эмоциональных и физических нагрузок. Чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени для игры, общения со сверстниками и родителями, самостоятельной творческой деятельности.
2. Наблюдение за самочувствием и настроением ребенка, выявление причин неблагополучия, организация своевременной помощи.
3. Грамотная с точки зрения психологического и физического состояния детей организация режимных моментов (полноценный сон, достаточное время для прогулок, ограничение времени для просмотра телевизора или компьютерных игр).
4. Предоставление ребенку максимально возможной в его возрасте самостоятельности и свободы.
5. Профилактика нарушений психоэмоционального состояния детей с использованием водных процедур, массажа, психотерапевтических игр, простейших способов релаксации и т.п.
6. Создание предметно-развивающей среды дома и в образовательных учреждениях. Кроме того, для обеспечения психологического комфорта ребенку взрослые могут использовать и такие методы воспитания и развития, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, анималотерапия.
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 271 с.
2. Проблемы психологической безопасности / Под ред. Н.В. Тарабрина. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 440 с.
3. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: учеб.-метод. комплекс для вузов / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. – 242 с.
4. Dolgova, V. I., Mamylina, N. V., Belousova, N. A., Melnik, E. V. and Arkayeva N. I., 2016, Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions. Man In India, 96 (10): 3477-3483.
5. Dolgova, V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O. and Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists // INTERNATIONAL JOURNAL OF ENVIRONMENTAL & SCIENCE EDUCATION. 2016, VOL. 11, NO. 16, 9530-9542 6. Dudina M. N., 6.Dolgova V. I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions. Man In India. 2016. № 96 (10). С. 3495–3503. — ISSN: 0025–1569.
7. Dolgova V.I., Baryshnikova E.V., Kapitanets E.G., Popova E.V., Rokitskaya Yu.A. Psychocorrection Of Health, Activity and Mood of Patients with Coronary Artery Disease at The Stage of Sanatorium Therapy. RJPBBP-RJPBCS - Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. № 7(6). С. 322–328. 8. Dolgova, V.I., Rokickaya, Y.A., Volchegorskaya, E.Y., Yemelyanova, E.E., and Uvarina, N.V., 2016, A study of psychological readiness of parents to educate children in the foster family. International Journal of Environmental and Science Education, 8592-8598.
Комментарии
Отправить комментарий