Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

 Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми

Вопросы воспитания и осуществления индивидуального подхода могут решаться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья с ее своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

а)        атмосфера в семье;

б)        наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

в)        позиция ребенка в структуре семьи;

г)        стиль воспитания.

Все эти сведения достаточно легко получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, а также внимательно наблюдая за стилем общения ребенка с родителями.

Это должно помочь педагогам в выборе тактики работы с родителями. Для получения дополнительных сведений педагог может провести с ребенком беседу-интервью.

1.     С кем ты живешь?

2.       Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?

3.     Твои родители часто разговаривают с тобой?

4.       Как они разговаривают: ласково или ругаются?

5.     Тебе спокойно дома? Не страшно?

6.       Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет? Читает книжки?

7.       Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?

8.       Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?

        Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?

10. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?

11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или играете в выходные дни?

12. Какой последний подарок тебе сделали родители?

13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?

14.        Когда ты -вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

При проведении беседы-интервью необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка. Не следует, зная о том, что ребенок живет только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребенка форму. Обратите внимание на то, как ребенок ответит на вопрос, с кем он живет. Кого поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав семьи и того, кто в семье не живет. Это говорит о потребности в общении с этим близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других родственников. Если" ребенок с удовольствием рассказывает о своих играх с отцом, который не живет в семье, не препятствуйте, дайте ребенку возможность выговориться. В этом случае необходимо отдавать себе отчет, где кончается реальность и начинается вымысел.

После получения этих данных педагогу необходимо заняться самоанализом, так как не все трудности, возникающие в общении с ребенком, можно объяснить ситуацией в семье. Именно педагог, придерживающийся той или иной тактики взаимодействия, может либо усугубить негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка, либо компенсировать их. Поэтому педагогу важно помнить, что все разнообразие детских игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр. Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Какие же нарушения можно наблюдать в детской игре? Это:

1.       жестокое обращение с куклами, животными (избиения, издевательства);

2.       постоянно однообразный характер игровых действий;

3.       категорическое предпочтение, отдаваемое какому-либо одному виду игр или игрушек.

Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к возникновению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность. В этом случае могут помочь и игры с правилами.

Таким образом, усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется как взаимообогащающий.. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:      

1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.

2.     Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.

3.     Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.

4.     Изобилие однотипных эмоций, пусть и положительных, может привести к «эмоциональному отупению».

5.      Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.

6.     Не существует плохих или хороших эмоций.

7.      Используйте Я-высказывания: говорите только от первого лица.

8.      Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.

 . Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.

Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтоб они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей, предоставляя в распоряжение дополнительный игровой материал или пространство группе. Помните, что улыбка и доброе слово также являются поощрением. Вовлекайте менее «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим руководством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ «ОДАРЕННОСТЬ» И КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В МАЛЕНЬКОМ РЕБЕНКЕ?

Родителям о документах по правам ребенка