Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми
Вопросы воспитания и осуществления индивидуального
подхода могут решаться лишь при условии единства детского сада с семьей. Семья
с ее своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на
эмоциональное самочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и
процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на
социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:
а) атмосфера
в семье;
б) наличие
эмоционального контакта ребенка с родителями;
в) позиция
ребенка в структуре семьи;
г) стиль
воспитания.
Все эти сведения достаточно легко
получить, проводя индивидуальные беседы с родителями и с ребенком, а также
внимательно наблюдая за стилем общения ребенка с родителями.
Это должно помочь педагогам в выборе
тактики работы с родителями. Для получения дополнительных сведений педагог
может провести с ребенком беседу-интервью.
1. С кем ты живешь?
2. Тебе нравится проводить время дома?
Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
3. Твои родители часто разговаривают с
тобой?
4. Как они разговаривают: ласково или
ругаются?
5. Тебе спокойно дома? Не страшно?
6. Кто чаще всего играет с тобой? Гуляет?
Читает книжки?
7. Если ты что-то сломал, мама поможет
тебе починить или будет ругаться? А папа?
8. Если ты захотел новую игрушку,
шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу купят?
Если
тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все
расскажешь маме? Папе? Никому не расскажешь?
10. Что ты больше всего любишь делать в
субботу и воскресенье?
11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете
или играете в выходные дни?
12. Какой последний подарок тебе сделали
родители?
13. Если тебе пора спать, а ты хочешь еще
поиграть, родители разрешают тебе или ругаются?
14. Когда
ты -вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?
При проведении беседы-интервью
необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка. Не следует, зная о том,
что ребенок живет только с мамой, травмировать его вопросами об отце. Такие
вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребенка форму.
Обратите внимание на то, как ребенок ответит на вопрос, с кем он живет. Кого
поставит на первое место, кого вообще не упомянет? Он может включить в состав
семьи и того, кто в семье не живет. Это говорит о потребности в общении с этим
близким взрослым, о недостатке внимания и любви со стороны других
родственников. Если" ребенок с удовольствием рассказывает о своих играх с
отцом, который не живет в семье, не препятствуйте, дайте ребенку возможность
выговориться. В этом случае необходимо отдавать себе отчет, где кончается
реальность и начинается вымысел.
После получения этих данных педагогу
необходимо заняться самоанализом, так как не все трудности, возникающие в
общении с ребенком, можно объяснить ситуацией в семье. Именно педагог,
придерживающийся той или иной тактики взаимодействия, может либо усугубить
негативные тенденции в социально-эмоциональном развитии ребенка, либо
компенсировать их. Поэтому педагогу важно помнить, что все разнообразие детских
игр требует внимания взрослого. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.
Детей необходимо обучать игровым навыкам методами косвенного самовключения
взрослого в игру, ненавязчивого контроля. Какие же нарушения можно наблюдать в
детской игре? Это:
1. жестокое обращение с куклами, животными
(избиения, издевательства);
2. постоянно однообразный характер игровых
действий;
3. категорическое предпочтение, отдаваемое
какому-либо одному виду игр или игрушек.
Важно включать в повседневную жизнь различные виды игр
в частности игры с правилами. Эмоциональные трудности часто приводят к
возникновению конфликтов. У таких детей фактически неразвита произвольность. В
этом случае могут помочь и игры с правилами.
Таким образом, усвоение
социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок
— взрослый. Этот процесс не является односторонним, он характеризуется как
взаимообогащающий.. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые
моменты:
1. Стремление взрослого научить
подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье
ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально
приемлемой форме.
2. Не надо пытаться оградить детей от отрицательных
переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.
3. Необходимо учитывать не просто
модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.
4. Изобилие однотипных эмоций, пусть и
положительных, может привести к «эмоциональному отупению».
5. Чувства нельзя оценивать, нельзя
заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
6. Не существует плохих или хороших
эмоций.
7. Используйте Я-высказывания: говорите
только от первого лица.
8. Не копите в себе негативные эмоции,
лучше скажите о них сразу.
. Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых
содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему.
Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких.
Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или
животных. Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и
конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать
проблемы силой. Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов,
возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход
из этой ситуации и продумать его последствия. Находите индивидуальные для
каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте
случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет
себя хорошо. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь
особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше
времени заниматься тем, чем он хочет. Четко объясняйте детям последовательность
их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди,
правил поведения за столом и т. п.
Поощряйте различные формы
сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте детей игровым материалом, чтоб они могли
вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совместную игру детей,
предоставляя в распоряжение дополнительный игровой материал или пространство
группе. Помните, что улыбка и доброе слово также являются поощрением.
Вовлекайте менее «популярных» детей в совместную деятельность вначале под вашим
руководством, однако не стоит заставлять других детей принимать их в игру.
Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку.
Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой,
контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении
неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование,
лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д.
Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого
воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.
Комментарии
Отправить комментарий