Родителям о документах по правам ребенка
«Родителям о документах по правам ребенка».
Уже в детстве
ребенок приобщается к ценностям общества, и котором он живет. В этот период
необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к окружающим людям. На
основе данных понятий базируется; осознание своих прав, прав окружающих людей,
а в целом формируется правовая культура будущего гражданина общества.
Образование в области прав человека является важным элементом утверждения в
обществе
Международные
документы о правах человека можно разделить на две группы: декларации и
конвенции.
Декларация (от лат.
deklaratio – объявление, провозглашение) – это международно-правовой документ,
в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларация не имеет обязательной
силы, она содержит рекомендации, пожелания.
Конвенция (от лат.
conventio – договор, соглашение) – это соглашение по какому-либо специальному
вопросу, по однородной проблеме. Конвенция имеет обязательную силу для тех
государств, которые ее подписали. Эти страны обязаны привести в соответствие с
международными требованиями конвенции свои внутренние национальные законы. В
период с 1979 по 1989 г. комиссия во главе с польским ученым А. Лопатко
подготовила окончательный текст Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 г.
Конвенция была единодушно принята на Генеральной Ассамблее ООН. Это первый
международный правовой документ, в котором закреплены «гарантии осуществления»
прав детей. Конвенцию о правах ребенка называют «мировой конституцией
прав ребенка».
Конвенция о правах
ребенка состоит из 54 статей. В ней охватываются все стороны прав человека –
гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В Конвенции
о правах ребенка получили свое развитие принципы защиты прав детей, раскрытые в
Декларации прав ребенка. Статьи Конвенции рассматривают все моменты, связанные
с жизнью положением ребенка в обществе. Государства, ратифицировавшие
Конвенцию о правах ребенка, обязаны выполнять все ее статьи, несут юридическую
ответственность за свои действия по отношению к детям. Ребенком
считается человек до 18 лет. Защитить интересы каждого из них –
основная задача Конвенции о правах ребенка.
В Конвенции
закрепляется право ребенка на активное участие в процессе своего собственного
развития, на выражение своего мнения по различным вопросам. Положения Конвенции
сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать
права детей: - выживание, - развитие, - защита, - участие в жизни общества.
Одним из главных
правовых принципов, провозглашаемых Конвенцией, является признание ребенка
полноправным членом общества, утверждение приоритета его интересов перед
интересами государства. Свободное развитие личности ребенка требует от общества
соответствующего уровня здравоохранения, соблюдения норм питания, безопасной
окружающей среды и предоставления всего этого детям в приоритетном порядке. В
Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за ними, в
обеспечении их защиты.
Основные
международные документы, касающиеся прав детей:
-Декларация прав ребенка (1959).
-Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей (1990).
В
перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя,
гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и
возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно
и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка.
Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от
всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные
акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка,
религии политических или иных убеждений, национального, этнического и
социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту,
активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и
обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей,
их развитие и защиту. Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса РБ гласит,
что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами
детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть
предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав
взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их
нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство,
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Каждый
ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает
следующими правами и свободами в области семейных отношений:
–
жить и воспитываться в семье;
–
знать, кто является его родителями;
– на
проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его
интересам) и на заботу с их стороны;
– на
воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на
воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
– на
всестороннее развитие;
– на
уважение человеческого достоинства;
– на
общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными
родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в
экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и
т.д.;
– на
защиту;
– на
выражение собственного мнения;
– на
получение фамилии, имени, отчества;
– на
получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Рекомендации родителям:
1. Ребенок
ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что
создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И
вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
2.
Ребенок
– не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем
более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь
помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав
условия для их реализации.
3. Ваш
ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также
неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
4. Во
многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не
поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму
несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто
не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не
желали принимать его таким, каков он есть.
5. Вы
должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем
еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно
проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Комментарии
Отправить комментарий